Термины и понятия

В этой записи рассмотрим основные понятия принятые в риичи-маджонге.

Общие термины:

  • Тайл – игровая фишка.
  • Круг (итидзюн) – 4 хода, когда все игроки совершили по одному дискарду, и не было никаких объявлений.
  • Раздача (кёку) – 1 игра, закончившаяся либо победой либо ничьей.
  • Раунд – несколько раздач, при которых все игроки по очереди побывали востоком. Именуется главенствующим ветром.

  • Тонба – Восточный раунд.
  • Нанба – Южный раунд.
  • Стена (яма или пайяма) – место откуда игроки берут тайлы.
  • Мертвая стена (ванпай) – часть стены из 14 тайлов которые не участвуют в игре. (кроме тайлов замены)
  • Тайл замены – тайл, который дополнительно берется после объявления кана.
  • Дискард – сброшенный тайл игроком.
  • Чомбо – штраф за серьезные нарушения в игре (см. правила), обычно манган.
  • Ханчан – игровая сессия состоящая из Восточного и Южного раунда.
  • Тонпусен – только восточный раунд.
  • Яку – мера стоимости комбинации и равняется 1 хан.
  • Хан – стоимость комбинации.
  • Фу – очки за состав руки. (поны, каны, ожидания и тип выигрыша)
  • Индикатор доры – тайл, указывающий на дору (т.е. следующий по порядку)
  • Дора – тайл, присутствие которого увеличивает стоимость комбинации на 1 хан.
  • Ака-дора – красные пятерки каждой масти, являющиеся дорами в независтимости от индикатора доры.
  • Ура-дора – дора, которая открывается игроку выигравшему по риичи.
  • Кан-дора – дора, которая открывается при объявлении кана.
  • Кан Ура-дора – дора, открывающаяся игроку выиравшему по риичи при открытых кан-дорах.

Масти:

  • Ман – знаки.
  • Пин – точки.
  • Соу – бамбуки.
  • Терминалы – тайлы 1 и 9 в каждой масти.

Числительные принятые в риичи:

1 → I-
2 → RyaN
3 → SAN
4 → SUU
5 → U-
6 → RyuU
7 → CHI-
8 → PA-
9 → CHyuU

Достоинства:

  • Тон – восточный ветер.
  • Нан – Южный ветер.
  • Ша – Западный ветер.
  • Пэй – Северный ветер.
  • Хаку – Белый дракон.
  • Хацу – Зеленый дракон.
  • Чун – Красный дракон.

Игровые сеты:

  • Чи – последовательность 3-х тайлов в одной масти (1-2-3 или 4-5-6).
  • Пон – три одинаковых тайла (5-5-5 или три чуна).
  • Кан – четыре одинаковых тайла (6-6-6-6 или четыре хацу).

Игровые положения:

  • Темпай – нехватает одного тайла до победы.
  • Ишантен – когда нехватает одного тайла до темпая (или 1шантен).
  • 2, 3… шантен – когда не хватает 2, 3… тайлов до темпая.
  • Нотен – ситуация при рюкёку, когда игрок 1, 2, 3… шантен (т.е. не темпай).
  • Ренчан – ситуация, когда одна и та же раздача повторяется.
  • Рюкёку – ничья.
  • Орасу – последняя раздача в игре.
  • Фуритен – штраф, за упущеный дискард (подробнее см. в правилах).
  • Сакидзумо – преждевременное взятие тайла со стены. Является нарушением.

Типы побед:

  • Рон – выигрыш на сброшенном тайле соперника.
  • Цумо – выигрыш взятием тайла со стены.

Игроки:

  • Камича – игрок сидящий слева.
  • Симоча – Игрок сидящий справа.
  • Тоймэн – игрок сидящий напротив.

Типы ожидания (если игрок темпай):

  • Пенчан – одностороннее ожидание на тайл в краевом чи (1-2-.. или ..-8-9 ожидание может быть на 3 или на 7).
  • Канчан – одностороннее ожидание на тайл в середине чи (4-..-6 ожидание на 5).
  • Рянмен – двустороннее ожидание в чи (4-5, тут ожидание как на 3 так и на 6).
  • Рянкан – форма ожидания когда есть в руке 1-3-5 и ждем 2 или 4 (двойной канчан).
  • Танки – одностороннее ожидание на пару.
  • Сянпон – двустороннее ожидание на пон (5-5 и 6-6, ждем как 5 так и 6, один сет становится поном, другой остается парой).
  • Нобэтен – двойное танки (есть 3-4-5-6 и ждем 3 или 6 на пару+чи).
  • Адское ожидание (дзигокумати) – ожидание на единственный тайл оставшийся в игре.

Платежи:

  • Манган – 5 хан.
  • Ханеман – 6-7 хан.
  • Байман – 8-10 хан.
  • Санбайман – 11-12 хан.
  • Якуман – 13 хан.
  • Дабуру якуман – 26 хан, всего 4 ситуации (9ст. ожидание в чууренпото, 13ст. ожидание в кокусимусо, танки в Суанко и Даи сууси).

Термины относящиеся к стратегии игры:

  • Тойбуца – тактика игры когда фиксируются пары и игрок нацелен собрать все поны, либо 7 пар в закрытую.
  • Бетаори – защитная тактика игры (сброс в фуритен, в нереальные ожидания, в дешевые яку, сброс группы одинаковых тайлов).
  • Судзи – защитная тактика игры (основана на рянмен ожидании противника, используются заранее подсчитанные октавы).
  • Айдайонкен – интервал равный четырем, между двумя сбросами одной масти в дискарде игрока. Обычно обозначает опасные ожидания.
  • Авасеути или сдвоенный дискард – разновидность защиты, когда игрок сбрасывает тот же тайл что и был сброшен до него камитей.
  • Ясуагари или дешевая победа – одна из разновидностей защиты. Быстрый выигрыш с минимум очков ради слома более дорогих рук соперников.

Термины относящиеся к разновидностям правил:

  • Куитан – правило относительно открытого таняо (ари – открытое таняо, наси – закрытое таняо).
  • Шууша риичи – правило запрещающее объявлять 4 риичи в одной раздаче (кёку).
  • Якитори – дополнительное правило, если игрок течении игры ни разу не объявляет победы, то он дополнительно штрафуется. (Используется, когда играют только восточный раунд).
  • Кюcю яотюхай тохай – Если игрок на первом ходу и без объявленных кем-либо сетов имеет в руке как минимум 9 разных терминалов/достоинств (включая только что взятый из стены тайл), он может запросить ничью.
  • Дабурон – правило, позволяющее одновременное объявление 2-х ронов с одного тайла.
  • Хакотен – правило, при котором игра заканчивается досрочно, если один из игроков уходит в минус по очкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *